Группа "Светлячки"

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

  

МАСТЕР-КЛАССДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПОСЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ:

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

(раннийвозраст)

 

                                                                                                         Подготовила:

Воспитательпервой

квалификационнойкатегории

КрестниковаМарина

Владимировна

 Видное 2016

 

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времениосуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики исенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашнихусловиях.

Задачи мастер-класса: познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»; познакомитьс играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов иразвитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях; созданиеусловий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развитиятворческих способностей детей и родителей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие еговосприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: ихформе, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

     Значение сенсорного развития в раннем и дошкольномдетстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен длясовершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов– цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире. 

    Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно,играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любоеувлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнокпознаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.

В младенческом возрасте посредством игры развиваютсяорганы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных,вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельностии физической активности ребёнка. Малыш с увлечением исследует предметы, егоокружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть,потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной,предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.

И сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вамочень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры,которые Вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такиеигры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легконайти в доме каждой хозяйки.

 

1.Игра «Песочница» на кухне. Возьмите поднос илиплоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносулюбую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркаяконтрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйтевместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны). Такое рисованиеспособствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчикиВашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

2. Игра «Мозаика из пробок». Подберите пуговицыразного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки отпластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малышасделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнятьзадание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Изпуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы ит.д.

В таких играх мы закрепляем формирование сенсорногоэталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма(круг, квадрат, треугольник, овал).

3. Игра «Шагаем в пробках». Но не стоит далеко убиратьпробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координациипальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковыхбутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и среднийпальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждыйударный слог.   

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы. 

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомнимвсем известное… Какое?  Ну, конечно!

Мишка косолапый, по лесу идёт…

Здорово, если малыш будет не только «шагать» спробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

4. Пальчиковая гимнастика. 

Устали пальчики от такой ходьбы?! Им тоже надоотдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Вашималыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой(проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно«кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударныеслоги стихотворения:

Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.         

Смена рук.

Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

5. А если взять круг из картона и прицепить к немуприщепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оноцвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятиеосновных сенсорных эталонов.

А можно включить всю свою фантазию и из красного кругаи прищепки сделать…что?

Яблоко! А ещё придумать массу интересных поделок:ёлка, лошадка, птичка и т.д.

6. Игры с крупами. Дети очень любят игры с крупами,это не только приятные тактильные ощущения  и самомассаж, но и возможностьнемного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мыимеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего небрали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупныекрупы.

Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкостьнасыпаем фасоль и запускаем в неё  руки и изображаем, как будто мыначинаем месить тесто, приговаривая: 

Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи. 

А если использовать фасоль и горох вместе, тогдаребёнку можно  предложить отделить маленькое от большого – опять таки еёВеличество Сенсорика!

Я уже говорила, что сенсорное развитие и развитиемелкой моторики в таких играх, неразрывно связаны друг с другом. Предложитеребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом –большим и безымянным…получается? а деткам это выполнить очень трудно! Ну а еслидома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашегоребёнка будет развиваться гораздо быстрее.

А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькаяигрушка или конфета), поверьте, восторгу не будет предела!

Я сегодня познакомила Вас лишь с малой частью того,чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самоеглавное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте всесвои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится впостоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чемнепринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить.Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающиеи веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом дляустановления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! 

 

 

 

6 апреля 2016 в 10:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.