Группа "Светлячки"

«Методика физического воспитания и развития детей

                             УПРАЖНЕНИЯ В РАВНОВЕСИИ –

НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ЛЮБОГО ДВИЖЕНИЯ.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

 

 ПЛАН РАБОТЫ

1. Значение упражнений в равновесии для психофизического развития ребёнка.

2. Виды равновесия.

3. Упражнения в равновесии, предусмотренные «Программой воспитания и обучения в детском саду» для  детей старшего дошкольного возраста.

4. Критерии статического и динамического равновесия у детей дошкольного возраста.

5. Методика проведения упражнений в равновесии с детьми старшей группы детского сада.

6. Список литературы.

1. ЗНАЧЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ В РАВНОВЕСИИ ДЛЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Под психофизическими качествами детей понимают силу, быстроту, наличие у ребенка выносливости, ловкости, гибкости.

Специалисты по физическому воспитанию сегодня активно обсуждают проблемы, возникающие в процессе становления психических и физических качеств детей.

Процесс развития всех этих качеств является важной задачей физического воспитания.

Проведение анализа литературных источников по данной теме  показывает, что проблемы физического воспитания детей в большей степени определяются процессом, в котором развиваются двигательные качества ребенка в разные возрастные этапы.

Выполнение детьми упражнений на развитие равновесия способствует всестороннему освоению пространства, развитию умений координации собственного действия. 

Процесс тренировки сознания ребенка способствует подготовке прочной базы, направленной на изучение наиболее сложного комплекса и медитативных упражнений.

Упражнение на развитие равновесия обеспечивает  общеоздоровительный  эффект, стимулирует  деятельность ЦНС, сохраняет гибкость суставов, укрепляет мышц, способствует развитию, таких качеств как,  устойчивость, внутреннее спокойствие,  сосредоточенность.

С помощью физических упражнений достигается и восстановление психического равновесия.

Овладение навыком сохранения равновесия также сложное занятие для малыша.

Многие дети приобретают этот навык только в результате многократных повторений удавшегося действия.

Развитие вестибулярного аппарата, отвечающего за чувство равновесия, является методом развития части головного мозга и, следовательно, его целиком.

Этот факт был подтвержден опытами Бориса Клоссовского, который получил данные о том, что стимуляция вестибулярного аппарата новорожденных способствует более быстрому развитию их мозга.

2.  ВИДЫ РАВНОВЕСИЯ

Равновесие делят на горизонтальное (на правой и левой ноге), переднее, боковое, с наклоном, «кольцом», вертикальное (шпагатом).

На наше тело оказывают действие различные физические факторы. Важнейший из них - сила притяжения Земли, или сила тяжести. Поэтому управление равновесием и выполнение любого движения в основном подчинены преодолению этой силы. Двигательный аппарат человека насчитывает более 200 костей. С точки зрения механики он представляет собой систему разнообразных рычагов, равновесие которых, а, следовательно, и равновесиетелачеловека возможно тогда, когда сумма моментов сил, действующих на него относительно оси вращения, равна нулю. Если равенство моментов сил нарушается, то система рычагов начинает вращаться в направлении той силы, момент которой больше,человек теряет равновесие.

Основные регуляторы равновесия - мышечный и вестибулярный аппараты. Однако без участия органов чувств система регуляции равновесия тела человекастановится неустойчивой. Попробуйте, например, стоя на носках, закрыть глаза, и вы почувствуете, что выключение зрения ведет к неустойчивости равновесия.

Регуляция поз и движений в повседневной жизни осуществляется рефлекторным путем - автоматически. Как известно, все наши органы и ткани имеют чувствительные нервные окончания - рецепторы. Основными регуляторами равновесия являются мышечные и вестибулярные рецепторы. Растяжение и сокращение мышечных волокон вызывает раздражение рецепторов мышц.

А изменения положения головы и всего тела в пространстве чутко улавливаются рецепторами вестибулярного, аппарата, находящегося в области внутреннего уха. С рецепторов возбуждение передается по нервным волокнам в центральную нервную систему. Сигналы, постоянно поступающие в головной мозг, приносят информацию об изменениях положения нашего тела. Кора больших полушарий головного мозга перерабатывает ее и немедленно посылает импульсы в обратном направлении - к мышцам, которые и восстанавливают равновесие тела. Без таких возбуждений, утверждает И. П. Павлов, «движение не может быть выполнено, потому что оно в каждый момент не регулируется. Человек в таком случае может сказать про себя, что он не чувствует в каждый момент своих движений и поэтому не может ими управлять». Подобное явление можно наблюдать, например, в состоянии не весомости, когда поступление информации от рецепторов мышц, вестибулярного аппарата прекращается и человек не ощущает равновесие своего тела. Космонавту приходится зрительно ориентироваться по отношению к окружающим его предметам.

Равновесие тела человека - процесс динамический: в любой позе тело человека не остается абсолютно неподвижным. Мы как бы теряем на мгновение равновесие и вновь его восстанавливаем. Бег, ходьба и другие действия, даже стояние на месте требуют постоянных усилий для удержания равновесия тела в нужной позе.

Это привычный и незаметный для нас процесс. Но стоит только споткнуться во время ходьбы или бега, как мы совершаем так называемые предохранительные движения: подпрыгиваем, оказывая тем самым сопротивление силе инерции, отклоняем туловище, как бы подводя центр тяжести тела под точку опоры, падая, подставляем руку и т. д.

 

 

 

3. УПРАЖНЕНИЯ В РАВНОВЕСИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ «ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ» ДЛЯ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что равновесие (его сохранение и поддержание) является постоянным и необходимым компонентом любого движения.

В старшем дошкольном возрасте продолжают совершенствовать равновесие посредством разнообразных упражнений.

Неполноценный процесс развития функций равновесия оказывает влияние на точность движений, их темп, ритмичность.

Улучшить результаты  у ребенка пяти-шестилетнего возраста возможно при помощи хорошего развития координации тонуса мышц.

С детьми старшего дошкольного возраста проводятся занятия, направленные на развитие равновесия на уменьшенной и повышенной опоре, с различными предметами.

При выполнении детьми упражнений, способствующих развитию равновесия вовлекаются такие качества как, сосредоточенность, внимание, волевые усилия. Данные упражнения  проводятся в среднем либо замедленном темпе при наличии  воспитателей, и возможной помощи и страховки определенным дошкольникам.

Существуют специальные упражнения, способствующие развитию равновесия. К ним относят ходьбу, бег и иные движения, которые выполняются на уменьшенной и повышенной площади опоры. 

При помощи этих упражнений происходит развитие таких качеств как равновесие, глазомер, смелость. Чем меньше площадь опоры, чем больше высота предмета и угол наклона доски, бревна, тем  больше трудностей возникают при выполнении упражнений и тем сложнее сохранить равновесие. 

Сначала дети должны выполнять упражнение на полу (между 2 шнурами), затем, на досках, скамейках, бревнах (горизонтальные, наклонные). И только дальше проводят упражнение на рейке гимнастической скамейки. Ширина пособия и его высота для пяти-шестилетнего  ребенка должна быть определенной.  Нормальной шириной является пятнадцать сантиметров, высотой тридцать сантиметров. Старшие дошкольники выполняют ходьбу  не только вперед  и боком,  но и спиной вперед, при этом дети должны изменять положение рук. 

При  выполнении упражнений в лазанье в работу вовлекаются различные группы мышц.

Детям старшего дошкольного возраста дают уже более сложные упражнения, техника исполнения таких упражнений должна отвечать наиболее высоким требованиям.  Такое задание оказывает положительное воздействие на сердечно-сосудистую и  дыхательную системы организма, развитие таких качеств, как  гибкость, координация движения, глазомер, смелость и т.д.

Упражнения по ползанию, переползанию необходимо сочетать с  иными движениями. Процесс организации этих упражнений должен сопровождаться внимательным подходом воспитателей. Успех таких заданий находится в зависимости от того, как произведен подбор и расстановка пособий.

Сноровка необходима при выполнении упражнений, связанных с попеременным подлезанием и перешагиванием реек лестницы, которая приподнята на пятьдесят-шестьдесят сантиметров от пола.

Детям старшего дошкольного возраста дают упражнения, связанные с подтягиванием на скамейках на коленях, передвижением с помощью рук, ног, всего туловища, сидя на бревне.

На данном этапе значительно больше времени уделяется лазанью по вертикальным лестницам, трибунам, гимнастическим стенкам.

Все дети  должны уметь влезать до самого верха стенки, переходить с пролета на пролет приставным шагом на высоте 4-6 рейки и выше.

Дети осваивают также переход с пролета на пролет с одновременным подниманием вверх по диагонали стенки.

Детей знакомят с лазаньем чередующимися шагами одноименным и разноименным способами. Также они упражняются в перелезании через верх стремянки, через заборчик, по очереди перешагивания их ногами и перехватывая руками. По-другому  его можно назвать перелезанием перевалом.

В старшей группе знакомят детей с лазаньем по канату. Не следует забывать, что любые упражнения в лазанье требуют от детей высокой организованности, дисциплины.

Упражнения должны быть обеспечены страховкой воспитателя и проводиться в безопасных условиях.

В то же время необходимо воспитывать у детей смелость, находчивость, умение не теряться в неожиданной сложной ситуации. 

Во время занятий на открытом воздухе заботиться о лазанье в  естественных условиях, использовать пособия разной конструкции и высоты.

Метание относится к скоростно-силовым упражнениям. Оно способствует укреплению всех основных групп мышц, а также воспитывает силу, быстроту, ловкость, глазомер, гибкость, равновесие.

Действия с предметами (мешочками мс песком), мячами  развивают кожно-мышечные ощущения. Метать можно правой, левой рукой и двумя руками.

Метание может выполняться из разных  исходных положений (стоя, стоя на коленях, лежа, с разбега) и в разных направлениях: вперед, вперед-вверх, в сторону, вверх, вниз, назад.

Метание одной рукой  выполняется следующими способами: "из-за спины через  плечо", "прямой рукой снизу", "прямой рукой сверху", "прямой рукой сбоку". Двумя руками  можно метать способами: "снизу", "от груди", "от плеча", "из-за головы", "сбоку".

Метание требует развитых мышц, плечевого пояса и определенной крепости связок и суставов.

В связи с этим в дошкольных учреждениях большое место  занимают подготовительные упражнения к метанию: катание, прокатывание, скатывание, бросание, "искоса плеча". 

Подготовительные упражнения развивают глазомер, силу, умение бросать мяч в определенном направление и другие качества, необходимые для метания на дальность и в цель. Эти упражнения выполняются правой и левой рукой, чтобы равномерно развивать все группы мышц.

Характерным для детей  данного возраста является то, что они правильно воспринимают указания воспитателя и выполняют упражнения в соответствии со своими возможностями - подбрасывают  мяч невысоко (на 50-60 см), меняют позу, направляют руки в сторону летящего мяча, что свидетельствует о  значительном совершенствование координации движений.

Много времени в старших группах уделяется упражнениям в бросании и ловле мяча индивидуально, по кругу, в кругах с водящим и т.д. Здесь также  широкое распространение получают упражнения с набивными мячами массой 05-1 кг. Эти пособия используются для прокатывания, передачи, бросания,  переноски.

На занятиях используются также разные виды  бега: медленный, со средней скоростью, быстрый, равномерный и с  изменением скорости, с дополнительными заданиями, с преодолением препятствий, в разных направлениях, с высоким поднимание колен и т.д.

Все  виды бега дают большую  функциональную нагрузку  на организм, являются хорошими средствами для тренировки органов дыхания и кровообращения,  воспитания выносливости.

Дозировать  физическую нагрузку можно,  изменяя  способ бега, дистанцию и количество ее отрезков, уменьшая или увеличивая интервалы отдыха между пробегами, варьируя скорость.

А также ходьба обычная, на носках, пятках, краях стоп, с высоким подниманием колен, широким шагом, приставным скрестным, гимнастическая, спортивная, строевым, походным шагом, в приседе,  полуприсяде и др.

Эти виды ходьбы отличаются друг от друга  положением  туловища, ног, рук. Ходьба  может совершаться одним ребенком, маленькими группами и всей группой; в различных построениях (шеренгой, в колонку по одному, по два, по три, четыре и т.д.);  в разных направлениях (вперед, назад - спиной вперед, по кругу, змейкой, зигзагом, боком - вправо, влево, врассыпную).

Прыжок - один из  видов основных  движений - относится к ациклическим, скоростно-силовым  упражнением.

В прыжках  нет повторяющихся раз: каждый прыжок представляет собой одно законченное, протекающее в определенной последовательности движение.

Прыжки оказывают положительное  воздействие  на весь организм детей. Они способствуют развитию всех основных групп мышц,  связок, суставов, особенно ног.

При выполнении прыжка большая нагрузка падает на костную систему  ног и позвоночника, происходит сотрясение всех внутренних органов.

В прыжках с разбега усиливается нагрузка на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

В  процессе  выполнения прыжком у детей развиваются  физические качества: смелости, решительности, преодолению болезни, а также  повышает эмоциональное состояние детей.

4. КРИТЕРИИ СТАТИЧЕСКОГО И ДИНАМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одним из важнейших для дошкольника показателем моторной зрелости, его готовности к освоению новых бо­лее сложных движений является  равновесие - способ­ность сохранять устойчивость во время движения и в статическом положении.

Равновесие зависит от состояния вестибулярного ап­парата, функциональной активности организма в целом, двигательного опыта.

Необходимость специальных упражнений, направлен­ных на развитие устойчивости, для дошкольников оче­видна.

Наибольший эффект в этом плане дают движе­ния, выполняемые на уменьшенной и повышенной опо­ре: ходьба и бег по узенькой дорожке, на одной ноге, остановка по сигналу во время кружения, приземление в прыжке в точно обозначенное место, ползание по ска­мейке, ходьба на лыжах, езда на велосипеде.

Всякое дви­жение, выполняемое на ограниченной площади, требует значительных физических и волевых усилий и формиру­ет специфические мышечные ощущения.

Различают упражнения статического и динамическо­го характера.

Статическое равновесие это стойки на носках, на одной ноге, на носке одной ноги.

Дети осваивают их в игровых заданиях, типе "Кто дольше простоит" (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.), а также в общеразвивающих упражнениях: приседание на носках, поочередные махи ногами, потягивание с подни­манием на носки и др.

Динамические упражнения представляют собой це­ленаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат; пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая черва предметы; прой­ти по скамейке с предметом в руке; с мешочком на голо­ве; пройти по снегу след в след; попасть в цель снежком, стоя на снежном валу (скамейке) и др.

Сложность упражнений зависит главным образом от высоты и ширины опоры, а также от способа движе­ния.

Естественно, что малыши перемещаются по широкой и низкой доске или скамейке. Но идут обычным шагом. Старшие же по такой скамейке могут бежать, скакать, танцевать.

А обычным шагом старшим предлагают пройти по брусу перевернутой скамейки (ширина 10 см).

Таким образом, варьировать двигательные задания можно бесконечно.

Сложность заданий возрастает, если движение осуществляется по наклонной плоскости - по приподнятой одним концом доске, по приставленной к гимнастической стенке скамейке, по скату деревянной горки, по склону холма или овражка.

Интересно сочетание в одном задании динамического и статического равновесия: дойти до середины скамейки (бревна) на носках (приставным шагом - пятка к носку, боковым приставным, переменным танцевальным и др.) стать, выпрямить ногу вперед (в сторону, назад), наклониться, присесть, повернуться на 360°, потянуться вверх (хлопнуть в ладоши над головой), дойти до конца и спрыгнуть вперед (в сторону, спиной вперед, с поворотом полете).

Усложнять задание можно, варьируя положение на пояс, к плечам, в стороны, за спину, за голову, вверх.

Любое упражнение на повышенной опоре при соответствующем контроле и помощи со стороны воспитателя способствует формированию правильной осанки, и тому, что заставляет ребенка следить за положением тела.

На формирование правильной осанки направлены упражнения с использованием мешочка с песком на голове: если голова опускается - мешочек падает. Мешочек фиксирует правильное положение тела в подготовительный момент. На голову малыша воспитатель сам должен положить мешочек.

Методика руководства упражнениями в равновесии должна учитывать подготовленность детей и стимулировать, возможно, большую их самостоятельность.

 

5. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ В РАВНОВЕСИИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА

У детей старшей группы детского сада огромное значение следует  уделять процессу развития движений и формированию такого качества как самостоятельность.

В связи с этим необходимо количествен­но и качественно усложнять упражнения для развития равновесия. 

Помимо, таких упражнений как,  традиционное передвижение по скамейкам и дорожкам должно часто использоваться технически инте­ресное движение врассыпную. К такому виду  движения можно отнести одновременно  кружение, ходьбу, бег и остановку по сигналу на 2 и на 1 ноге, в т. ч. с закрытыми глазами; ходьбу, бег, прыжки спиной вперед в сторону глухой стены, в т. ч. с закрытыми глазами.

Совершенствование равновесия возможно не только за счет гимнастических упражнений.

 Большую роль в развитии равновесия играют спортивные упражнения (езда на велосипеде, катание на лыжах и  санях).

Очень важным моментом является процесс  грамотной организации ребенка, тем более в заданиях, которые характеризуются длительным действием. Передвижение ребенка по дорожкам и скамейкам должно быть поточное.

Дети старшего дошкольного возраста имеют способность к усвоению более рациональных способов дыхания при выполнении различных движений.

Таким образом, когда дети  поднимают руки вверх, в стороны, отводят назад осуществляется вдох, а когда опускают их вниз, сводят вперед осуществляется выдох.

При выпрямлении и прогибании туловища назад совершается вдох, при наклонах вперед, в стороны -  выдох.  Когда дети поднимают ноги вперед, в стороны совершается выдох.

При поднимании ног вперед, в сторону, приседании, сгибании ног к груди, сидя или лежа, совершается выдох, при выпрямлении из приседания, отведении ног назад либо опускании  происходит вдох.

Если совершать упражнения, где сложно определение наиболее удобных моментов вдоха и выдоха, то необходимо дышать произвольно, равномерно, стараться не задерживать дыхания.

Иногда задержка дыхания нужна при подтягивании на руках, в плотной группировке лежа на спине, во время бега на скорость и др.

Во время выполнения основных движений надо дышать равномерно, стараясь не задерживать дыхание. То же относится и к упражнениям в равновесии, если они выполняются в передвижении.

Некоторые же упражнения в равновесии, которые сопровождаются натуживанием, вызывают кратковременную задержку дыхания.

В подвижных играх дыхание активизируется. Характер его зависит как от содержания игры, так и от выполняемой ребенком роли и степени его эмоционального возбуждения. Интенсивно дыхание и при выполнении спортивных упражнений.

Во время ходьбы на лыжах, катания на санках, коньках, велосипеде следует стремиться к достижению его глубины и равномерности.

При освоении плавания дети овладевают разными способами дыхания, которые соответствуют разным видам упражнений в воде.

Методика проведения занятий в старшей группе строится с учетом требований по усвоению движений, а также необходимости последовательного совершенствования функциональных данных детского организма и повышения его общей работоспособности.

В старшей группе происходит углубленное разучивание многих двигательных действий.

Важно повторять упражнения из программного содержания для предыдущих возрастных групп, обращая внимание на еще не освоенные детьми элементы движения, добиваясь улучшения качества и результативности движений, углубления представлений детей о них. Показывая упражнения и поясняя задание, воспитателю в старшей группе следует выделить наиболее существенные параметры движений. 

Целесообразно концентрировать внимание детей одновременно лишь на 1-2 деталях техники движения, которыми надо овладеть в определенный период.

Прочное и безошибочное выполнение действий достигается только в результате многократного повторения упражнений сперва в одних и тех же, а затем в изменяющихся условиях.

Постановка конкретных двигательных задач (полностью выпрямить ногу, отталкиваясь перед препятствием, которое надо преодолеть), использование ориентиров, индивидуальное выполнение задания с последующим его анализом и другие приемы способствуют успешному овладению движениями.

Дошкольников следует приучать справедливо оценивать действия свои и других детей, необходимо поощрять их стремление к взаимопомощи, воспитывать у них дружелюбие.

Надо добиваться заинтересованного, осмысленного отношения детей к упражнениям, оно является одним из источников активности детей во время занятий.

Существуют две группы упражнений для развития равновесия у ребенка: пассивные и активные.

К первой группе упражнений для развития равновесия у ребенка относятся те, которые выполняют в основном родители, ребенок является пассивным участником. 

Тем не менее, упражнения этой группы очень важны, к активным нужно переходить только тогда, когда ребенок научится выполнять первые без страха. Время для этих упражнений невелико -  от 10 секунд до минуты и периодичность 1-2 раза в день.

В данную группу включают упражнения, в ходе которых выполняются перемещения ребенка влево-вправо, вверх-вниз. 

К активным упражнениям относят прыжки, хождение спиной вперед, кружение на месте, раскачивание, качание на качелях.

 Все эти упражнения, которые проделывает ребенок с помощью родителей или воспитателя, при регулярном выполнении помогут ребенку развить и совершенствовать чувство равновесия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать.  М., 1983.

2.  Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Тория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.  М., 1985.

 3. Леви-Гориневская Е.Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста.  М., 1955.

4. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М., 1986.

5.  Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М., 2005.

6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. М., 2001. 

26 июля 2016 в 17:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.